ПОД/ФТ в кредитных организациях: Комментарии Банка России и Росфинмониторинга к изменениям нормативной базы, практика применения законодательства

29 Ноября 2017
14.30 - 21.15
г. Москва, ул. Крымский вал, д.3 стр.2 БЦ «Крымский Вал», оф.501
Посмотреть на карте
14.30 - 16.45

Лектор: вице-президент, руководитель Службы финансового мониторинга клиентских операций, ВТБ 24 (ПАО), член Комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам.

I. Предпосылки и структура изменений стандарта ПОД/ФТ.
1. Внутренние и внешние факторы, требующие изменений в законодательстве.
2. Структура теневой экономики с учетом межсекторных связей.
3. Рекомендации ФАТФ и их отражение в законодательстве РФ.
4. Этапы модификации системы ПОД/ФТ.
5. Обзор последних изменений в законодательстве РФ

II. Практика построения и реализации процедур по ПОД/ФТ.
1. Структура типовых правил по ПОД/ФТ.
2. Структура оценки риска легализации.
3. Источники для определения странового риска.
4. Реализация принципа риск-ориентированного подхода.
5. Продуктовый риск.
6. Процедура выявления публичных должностных лиц.
7. Процедура выявления бенефициарных владельцев.
8. Механизм блокирования (замораживания) активов, режим расходования замороженных средств.
9. Работа с Перечнем экстремистов.
10. Реализация кредитной организацией права на отказ в открытии счета, проведении операции, обслуживания.
11. Ответственность за нарушение законодательства по ПОД/ФТ.
12. Работа банка по выявлению основных типов подозрительных операций клиентов.
13. Практика применения мер, направленных на снижение риска вовлечения кредитных организаций в проведение клиентами подозрительных операций.

III. Особенности исполнения российскими кредитными организациями отдельных норм иностранного законодательства.
1. Законодательные акты США, имеющие экстерриториальный характер.
2. Санкции США и ЕС.
3. Закон США FATCA.
— общая информация;
— этапы внедрения;
— организации финансового рынка и клиенты, на которых распространяется действие FATCA;
— особенности обслуживания клиентов и порядок взаимодействия с американским налоговым органом.

Перерыв на кофе 16.45 - 17.00

17.00 - 18.30

Лектор: Заместитель начальника Управления противодействия отмыванию доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу

Международный аспект:
• Современные риски в международной системе ПОД/ФТ и тенденции развития (изменение требований ФАТФ к финансовым институтам и УНФПП).

Национальный аспект:
• Подготовка Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ (техническое соответствие и эффективность).
• Основные угрозы российской системы ПОД/ФТ.

Внутриорганизационный аспект:
• Походы к организации аналитической работы в сфере ПОД/ФТ.
• Обзор «кейсов» отмывания преступных доходов и финансирования терроризма и применение мер противодействия.

Перерыв на кофе 18.30 - 19.00

19.00 - 21.15

Лектор: Заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

1. Проблематика использования криптовалют для проведения анонимных операций. Ближнесрочные перспективы регулирования криптовалют на территории Российской Федерации.
b) Определение правого статуса. Возможные подходы с точки зрения функционала (расчетная единица, финансовый актив, финансовый инструмент и т.д)
c) Использование криптовалют в расчетах
d) Покупка/продажа криптовалют как актива
e) Майнинг. Возможное регулирование «добычи» криптовалюты. Требования к майнерам, контроль за их деятельностью.
f) ICO, возможные подходы к регулированию и контролю.

2. Последние тенденции в выявлении сомнительных операций:
а) построение работы с клиентами, проводящими сомнительные операции с использованием исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением гражданско-правовой сделки (общее описание схемы; статистика, характеризующая нарастание проблемы; мероприятия, проводимые Банком России совместно с другими государственными органами, направленные на купирование проблемы; практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 02 февраля 2017 года № 4-МР; возможные дальнейшие действия по предотвращению использования указанной схемы в целях проведения сомнительных операций). Мероприятия,
б) риск-ориентированный подход к оценке клиентов-резидентов Российской Федерации, осуществляющих переводы денежных средств нерезидентам по заключенным с ними внешнеторговым контрактам, предусматривающим оказание услуг по перевозке (транспортировке) товара (практическая реализация Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов от 09 февраля 2017 года № 5-МР, сложность в квалификации указанных операций в качестве подозрительных (сомнительных), мероприятия, рекомендованные в отношении указанных клиентов, отличие подходов в отношении таких клиентов по сравнению с подходами в отношении клиентов, осуществляющих иные виды сомнительных операций);
в) реализация на территории Российской Федерации резолюций Совета Безопасности ООН в отношении Корейской Народно-Демократической Республики (Информационное письмо Банка России от 23 мая 2017г. № ИН-014-12/23; Информационное письмо Банка России от 25 августа 2017г. № ИН-014-12/45;
г) операции, требующие повышенного внимания со стороны служб внутреннего противолегализационного контроля на текущем этапе. Комментарий Методических рекомендаций Банка России «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» от 21 июля 2017г. № 19-МР;
д) уточненные подходы к управлению кредитными организациями риском легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Комментарий по применению Методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017г. № 18-МР. Перспективы развития подходов к управлению риском проведения клиентами сомнительных операций

3. Развитие института идентификации бенефициарного владельца: распространение требований по установлению бенефициарного владельца, обновлению и хранению сведений о нем на юридических лиц, не являющихся субъектами исполнения Федерального закона № 115-ФЗ. Влияние указанных новелл на исполнение кредитными организациями требований по идентификации бенефициарных владельцев (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Комментарий Методических рекомендаций по идентификации кредитными организациями и НФО бенефициарных владельцев клиентов-юридических лиц № 12-МР от 27 июня 2017г.

4. Развитие института идентификации публичных должностных лиц. Комментарий Методических рекомендаций Банка России «Об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц» от 27 июня 2017г. № 13-МР.

5. Принципы использования кредитными организациями информации Росфинмониторинга об «отказах» в отношении клиентов повышенного риска (комментарий к Положению Банка России от 20 июля 2016г. № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом). Оценка информации, влияние информации на степень (уровень) присваемого риска, возможные действия кредитной организации в отношении «оказника». Информационного письмо Банка России от 15 июня 2017г. №ИН-014-12/29.

6. Трансформация подхода законодателя к вопросу о режиме открытия счетов (вкладов): установление требования об открытии банковского счета (вклада) только при личном присутствии клиента или его представителя, изъятия из общего правила по открытию счета при личном присутствии для определенной категории юридических лиц (комментарий к Федеральному закону от 23 июня 2016г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»). «Удаленная идентификация» (идентификация без личного присутствия), перспективы внедрения и развития, общие принципы удаленной идентификации, требования к кредитным организациям при реализации удаленной идентификации).

7. Обзор последних изменений в законодательство, затрагивающих проблематику ПОД/ФТ: 471-ФЗ от 28 декабря 2016г., 237-ФЗ от 29 июля 2017г., 267-ФЗ от 29 июля 2017г., 267-ФЗ от 29 июля 2017г.

Организаторы оставляют за собой право внесения оперативных изменений в программу семинара!