Риск-ориентированный внутренний контроль в современном банке. Курс повышения квалификации специалиста СВК (24 ак. часа)

15 Февраля 2017–17 Февраля 2017
Онлайн семинар
День 1. 15 февраля (Время: 14.45 — 20.45)

14.45 — 18.00

Лектор: Управляющий директор по Комплаенс Группы Московская Биржа

1. Что такое настоящий Комплаенс? Зачем и кому нужен Комплаенс?

2. Анализ источников требований к Комплаенс.
2.1 Россия: 115-ФЗ, 273-ФЗ и 224-ФЗ, документы Банка России (242-П, 173-Т) и др.
2.2 Международные: Стандарт управления системой комплаенс ISO19600, Рекомендации Базельского Комитета 2005, FCPA, UK Bribery Act и др.

3.Опыт организации реальной Комплаенс функции (внутреннего контроля).
3.1 Структура системы внутреннего контроля.
3.2 Соотношение между компонентами системы внутреннего контроля — Комплаенс, СВА и СВК
3.3 Анализ коллизии требований 242-П и установившейся практики комплаенс и внутреннего контроля
3.4 Обобщение современного опыта банков в структурировании системы внутреннего контроля
3.5 Система и функция Комплаенс — основа успешного применения
3.6 Соотношение содержания системы и функции Комплаенс
3.7 Показатели деятельности системы и функции Комплаенс
3.8 Стратегия системы Комплаенс
3.9 Подход к выявлению, оценке и управлению комплаенс (регуляторными) рисками.
3.10 Анализ требований 242-П к функциям комплаенс (внутреннего контроля) / структуре рисков
3.11 Обсуждение ключевых рисков, таких как риск ОД/ФТ, риск применения режимов санкций, реализации конфликта интересов, манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и др. и функций комплаенс по управлению ими.
3.12 Инструменты управления комплаенс (регуляторными) рисками («Китайская стена», списки финансовых инструментов, мониторинг, политика принятия и дарения подарков и др.).
3.13 Документирование ключевых действий в рамках создания и работы службы комплаенс, выявления и оценки рисков и управления ими

4. Основные уроки создания и применения
4.1 Реальные конфигурации подразделения комплаенс вопросы совмещения функций
4.2 Показатели эффективности
4.3 Комплаенс риски и операционные риски — сходства и различия
4.4 Место подразделения Комплаенс в структуре банка
4.5 Взаимодействие с другими подразделениями банка
4.6 Конфликты — управление ожиданиями
4.7 Кадры комплаенс — какие бывают, кого искать
4.8 Обучение

5. Ответы на вопросы. Практические примеры из непосредственной текущей практики лектора по организации работы комплаенс (внутреннего контроля).

18.00 — 18.15 Перерыв на кофе

18.15 — 20.30

Лектор:  к.э.н., советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, Начальник отдела управления рисками и внутреннего контроля Департамента банковского регулирования Банка России

Регуляторные требования к организации внутреннего контроля в кредитных организациях

1. Международные подходы к организации внутреннего контроля.
2. Система внутреннего контроля в кредитной организации: определение периметра полномочий комплаенс-службы, СВА и подразделения управления рисками.
3. Организация деятельности службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита.
4. Комплаенс-риск, правовой риск и операционный риск в системе банковских рисков.
5. Внутренний аудит и комплаенс: особенности организации деятельности.
6. Практические аспекты организации внутреннего контроля.

День 2. 16 февраля. (Время: 16.00 — 21.45)

16.00 — 18.15

Лектор: представитель крупного коммерческого банка

Актуальные вопросы идентификации и обновления сведений клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Практические аспекты применения требований законодательства и нормативных документов с учетом разъяснений Банка России.

1. Идентификация физического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица, занимающегося частной практикой
• Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой. Практика применения требований в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства: сведения, документы и информация из открытых источников;
• Особенности проведения упрощенной идентификации клиента — физического лица. Использование усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи;
• Выявление ИПДЛ, РПДЛ, ПЛМО и их родственников;
• Фиксирование сведений, полученных при проведении идентификации;
• Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента;
• Практические особенности получения информации о СНИЛС.

2. Идентификация юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица
• Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации юридических лиц;
• Сведения, которые необходимо получать для проведения идентификации иностранной структуры без образования юридического лица;
• Практические аспекты идентификация представителей клиентов: единоличный исполнительный орган, управляющая компания, управляющий — индивидуальный предприниматель;
• Установление и идентификация бенефициарных владельцев клиентов. Особенности применения мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов. Признание бенефициарным владельцем единоличного исполнительного органа клиента;
• Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации и источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента.

3. Новые возможности проведения идентификации клиента — юридического лица при открытии ему банковского счета без личного присутствия его представителя в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 191-ФЗ: особенности применения требований.

4. Порядок обновления сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации)
• Особенности обновления сведений: физические лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица;
• Особенности выполнения требований п. 1.6 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П. Разъяснения Банка России;
• Письма ФНС о результатах проверки в отношении клиента кредитной организации: основание для сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации.

Выявление кредитными организациями сомнительных операций и операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

1. Основные схемы отмывания денежных средств, практические аспекты выявления
• Транзит (коды вида признака 1414 и 1813) (Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т);
• Обналичивание денежных средств, платежные агенты (Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 9-МР);
• Обналичивание денежных средств с использованием инфраструктуры ФГУП «Почта России» (Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 10-МР);
• Существенного завышения стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ (Методические рекомендации Банка России от 05.05.2015 12-МР);
• Вывод средств за границу, использование организованного рынка ценных бумаг (Методические рекомендации Банка России от 15.07.2015 № 16-МР, 17-МР и 18-МР). Требования Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П для проф. участников, являющихся кредитными организациями: группа 32, признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности по управлению инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
• Обналичивание денежных средств, альтернативные схемы через организации розничной торговли (Методические рекомендации Банка России от 04.12.2015 35-МР);
• Контроль «спящих» счетов ( Методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 10—МР);
• Усиление контроля за соблюдением банковским платежным агентом условий его привлечения (Методические рекомендации Банка России от 14.04.2016 11-МР);
•Обналичивание денежных средств, «веер».

2. Особенности выявления некоторых операций (сделок), подлежащих обязательному контролю: займы, недвижимость, лизинг, драг. металлы, некоммерческие организации, операции группы «30», операции с наличностью, операции фигурантов ПЭ и др.
• Новые требования к удостоверению проведенной государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (с 15.07.2016, Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ). Практика применения с учетом новой редакции ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Новые требования, практические подходы к применению.
• Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П в редакции Указания Банка России от 20.07.2016 № 4079-У;
• Новый порядок представления в уполномоченный орган сведений об отказах и расторжении договора банковского счета (вклада) (Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У). Обзор форматов и структуры электронных документов.


18.15 — 18.30 Перерыв на кофе

18.30 — 21.45

Лектор: FCCA, аттестованный аудитор, член комиссии по контролю качества и экспертно-консультативного совета саморегулируемой организации аудиторов «Аудиторская Ассоциация Содружество», член института внутренних аудиторов, главный экономист Отдела разработки отраслевых стандартов по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях Управления разработки отраслевых стандартов бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях Банка России.

1. Концепция системы внутреннего контроля и другие внутренние документы компании, регламентирующие вопросы внутреннего контроля: политика, регламент, процедуры, функциональная структура системы внутреннего контроля, организационная структура системы внутреннего контроля, положение о службе внутреннего контроля, положение о департаменте рисков и другие.

2. Структура и содержание политики и регламента системы внутреннего контроля.

3. Роль совета директоров. Принципы корпоративного управления. Кодекс корпоративного поведения. Положение о совете директоров.

4. Комитеты при совете директоров. Роль комитета по вознаграждениям, комитета по номинациям, комитета по аудиту. Положения о комитетах при совете директоров.

5. Роль внутреннего аудита. Положение о департаменте внутреннего аудита. Стандарты внутреннего аудита. Три линии защиты.

6. Роль ревизионной комиссии.

7. Отчетные документы: карта рисков, пирамида рисков, реестр рисков, отчет о количественном анализе рисков, описание процедур контроля, отчет об эффективности процедур контроля, отчет по мониторингу процедур контроля, отчет по мониторингу корректировки процедур контроля, отчет внутреннего аудитора.

8. Планы и программы: программа управления рисками, программа исполнения стратегии развития, связывающая стратегические цели Компании и оперативные цели структурных подразделений, программа совершенствования системы внутреннего контроля и системы управления рисками, план аудита.

День 3. 17 февраля (Время: 14.15 — 21.45)

14.15 — 18.15

Лектор: банковский эксперт-практик, управляющий партнёр Центра исследований платёжных систем и расчётов.

Внутренний контроль кассовых операций банка

1. Система внутреннего контроля кассовых операций — субъекты, формы и методы
• Контролирующие подразделения
• Методологическое регулирование
• Выездные проверки
• Внутренняя отчётность
• Программный удалённый контроль.

2. Методические рекомендации по проведению проверок организации кассовой работы
• Методология и организация проверок
• Безопасность работников банка и сохранность ценностей
• Работа с банкоматами
• Непосредственное обслуживание клиентов в кассе
• Касса пересчёта — организация работы и непосредственный пересчёт
• Лимиты остатка кассы — минимальный и максимальный
• Кассовые книги (0402118, 0402124 и др.).
• Кассовые документы (формирование, хранение)
• Документационное обеспечение кассы (стенд и пр.)
• Ревизионная работа

18.15 — 18.30 Перерыв на обед

18.30 — 21.45

Лектор: FCCA, аттестованный аудитор, член комиссии по контролю качества и экспертно-консультативного совета саморегулируемой организации аудиторов «Аудиторская Ассоциация Содружество», член института внутренних аудиторов, главный экономист Отдела разработки отраслевых стандартов по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях Управления разработки отраслевых стандартов бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях Банка России.

1. Оценка системы внутреннего контроля методом COSO и COSO ERM.
2. Оценка системы внутреннего контроля на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов.
3. Оценка системы управления рисками на основе ГОСТ Р ИСО 31000:2010 Менеджмент риска. Принципы и Руководство.
4. Интегральная оценка системы внутреннего контроля.
5. Аудит бизнес-процессов.