Финансовая доступность для людей с инвалидностью: от нормативно-правовой базы к практике решений

15 Ноября 2019
10.00 - 17.00
г. Москва, ул. Крымский вал, д.3 стр.2, БЦ «Крымский Вал», 2-й этаж, оф.211
Посмотреть на карте
10.00-10.30: Божор Ю.А., Начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности (на правах Управления) Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

1. Проблема финансовой доступности с позиций Банка России:

• Ключевые проблемы доступности финансового рынка для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения (ЛСИ и МГН);
• Рабочая группа Банка России по финансовой доступности: участники, деятельность и мероприятия, документы
Информационное письмо Банка России о рекомендациях по обеспечению доступности услуг кредитных организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения от 12.05.2017 № ИН-03-59/20
Информационное письмо о рекомендациях по обеспечению доступности услуг некредитных финансовых организаций для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения от 23.10.2017 № ИН-01-59/50
Методические рекомендации по личному и дистанционному обслуживанию людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях от 26.04.2019 № 12-МР
• Международный и российский опыт обеспечения финансовой доступности;
• Перспективы и горизонты.

10.30 — 12.15: Велижанская Л.В., главный специалист отдела реабилитации Управления социальной политики и реабилитации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»

1. Анализ нормативно-правовой основы в сфере обеспечения доступности:

• Краткий обзор правового статуса людей с инвалидностью в Российской Федерации;
• Концептуальные основы обеспечения доступности:
— Конвенция ООН о правах инвалидов,
— Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,
— Федеральный Закон № 181-ФЗ от 4 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Обязанности финансовой организации по обеспечению безбарьерной среды в получении финансовых услуг для людей с инвалидностью, пожилых людей и маломобильного населения:

• Обеспечение физической доступности зданий и сооружений (СП59);
• Использование слепыми и слабовидящими факсимиле
(ст. 14.1 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов»);
• Методические материалы Банка России.

3. Доступность финансовых учреждений для людей с нарушениями слуха. Проблемы и решения:

• Стереотипы и мифы по отношению к глухим и слабослышащим.

4. Глухой в финансовом учреждении  (на примере банка):

• Информационная доступность банка и банковских услуг;
• Переводчик жестового языка;
• Ситуационная помощь.

12.15 — 12.30 Перерыв на кофе

12.30 — 14.15: Новиков М.Л., руководитель отдела по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива», член рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности, эксперт проекта «Особенный банк» ПАО «Сбербанк России».

1. Основы взаимодействия с клиентами разных форм инвалидности:
• Мотивация обеспечения доступности;
• Распространённые психологические и коммуникационные проблемы при взаимодействии с людьми с инвалидностью;
• Идентификация человека с инвалидностью.

2. Особенности общения с инвалидами разных категорий:
• Люди с нарушениями слуха;
• Люди с инвалидностью по зрению;
• Люди с ограниченной подвижностью (передвигающиеся при помощи инвалидной коляски);
• Люди с расстройством аутистического спектра и иными ментальными дисфункциями.

3. Обеспечение доступности физической инфраструктуры зданий и сооружений (СП 59):
• Паспорта доступности.

14.15 — 15.00 Перерыв на обед

15.00 — 16.45: Попко А.Д., начальник отдела социокультурных проектов и программ ГМКЦ «Интеграция» им. Н.А. Островского, член рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности, эксперт проекта «Особенный Банк» ПАО «Сбербанк России», заместитель председателя рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

1. Взаимодействие с незрячим клиентом:
• Отношение, особенности, возможности;
• Незрячий и сопровождающий: «Кто из нас — Клиент?»
• Основы ситуационной помощи.

2. Практикум: механизмы обеспечения финансовой доступности в картинках и примерах:
• О доступности денежных знаков;
• Доступный VS. «говорящий» банкомат;
• «Брайль или не Брайль — вот в чём вопрос»;
• Администратор зала: не «помочь», а «обслужить».

3. Повышение доступности цифровых каналов и сервисов:
• Смартфон и ноутбук вместе с тростью и собакой;
• «Не все цифровые решения одинаково доступны»;
• ГОСТ по доступности цифрового контента или «программируем культурно».

16.45 — 17.00: Ответы на вопросы и заключительные комментарии.