10.00 — 13.15
Новиков М.Л., руководитель отдела по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива», член рабочей группы Банка России по повышению финансовой доступности, эксперт проекта «Особенный банк» ПАО «Сбербанк России».
Создание условий для эффективного обслуживания клиентов с разными формами инвалидности в банковской сфере и кредитных организациях:
• Общие вопросы организации облуживания клиентов с инвалидностью, ведущий зарубежный опыт в банковской сфере.
• Рассмотрение рекомендаций Банка России по обеспечению доступности услуг кредитных организаций для людей с инвалидностью.
• Обзор действующего законодательства, регулирующего вопросы организации и осуществления обслуживания людей с инвалидностью в банковской сфере.
• Отношение к людям с инвалидностью как ключевой фактор обеспечения доступности финансовых услуг для всех.
• Терминология и этикет, ситуационная помощь при обслуживании клиентов с разными формами инвалидности, правила взаимодействия с сопровождающими лицами.
• Просмотр и обсуждение видеороликов по обслуживанию клиентов с разными формами инвалидности.
13.15 — 13.45 Перерыв
13.45 — 15.30
Велижанская Л.В., главный специалист отдела реабилитации Управления социальной политики и реабилитации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»
1. Анализ нормативно-правовой основы в сфере обеспечения доступности:
• Краткий обзор правового статуса людей с инвалидностью в Российской Федерации;
• Концептуальные основы обеспечения доступности:
— Конвенция ООН о правах инвалидов,
— Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,
— Федеральный Закон № 181-ФЗ от 4 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Обязанности финансовой организации по обеспечению безбарьерной среды в получении финансовых услуг для людей с инвалидностью, пожилых людей и маломобильного населения:
• Обеспечение физической доступности зданий и сооружений (СП59);
• Использование слепыми и слабовидящими факсимиле
(ст. 14.1 ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов»);
• Методические материалы Банка России.
3. Доступность финансовых учреждений для людей с нарушениями слуха. Проблемы и решения:
• Стереотипы и мифы по отношению к глухим и слабослышащим.
4. Глухой в финансовом учреждении (на примере банка):
• Информационная доступность банка и банковских услуг;
• Переводчик жестового языка;
• Ситуационная помощь.
15.30 — 15.45 Перерыв
15.45 — 17.15
Попко А.Д., эксперт в сфере невизуальной доступности:
• Учредитель АНО «Центр развития доступности «Инклюзивные информационные технологии» (Центр И2Т)
• Представитель Российской Федерации в Глобальной инициативе за доступные информационно-коммуникационные технологии (G3ICT/Smart cities for all)
• Один из авторов действующей редакции российского стандарта по доступности цифрового контента (ГОСТ-Р 52872-2019)
• Руководитель индивидуальных дистанционных занятий по компьютерной грамотности для незрячих пользователей
• Член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации
• Член рабочей группы Банка России по финансовой доступности для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения
• Эксперт Общественной Палаты Российской Федерации
Финансовая доступность для профессионалов финансовой сферы.
Незрячие Клиенты: ДБО, отделение, философия.
Доступность каналов ДБО:
• Персональные компьютеры и мобильные устройства
• Программы экранного доступа и программы увеличения экрана
• Национальный стандарт по доступности цифрового контента
Технические средства реабилитации — Брайлевский дисплей, Брайлевский принтер, электронный видеоувеличитель
Обслуживание в отделении:
• Идентификация, общение и сопровождение
• Банкомат: «говорящий» или «доступный»?
• Доступность физической инфраструктуры (зданий и сооружений):
o Таблички с текстом по-Брайлю
o Напольная тактильно-контрастная разметка
o Кнопка вызова администратора
o Визуальная разметка (окрашенные ступеньки, идентификация дверей и вертикальных стеклянных поверхностей)
Этические, психологические и методические основы:
• Ключевые морально-нравственные аспекты и современное понимание феномена инвалидности
• Восприятие и отношение к людям с инвалидностью: фантазии и реальность
• Знания, умения и навыки эффективного взаимодействия с людьми с инвалидностью